Главная / Катера и лодки СССР / Казанка

Казанка

Технические характеристи мотолодки "Казанка"
Длина наибольшая, 4.63 м
Ширина наибольшая, 1.24 м
Высота борта на миделе, 0.68 м
Угол килеватости днища на транце 4°
Масса с оборудованием и снабжением, 138 кг
Грузоподъемность, 400 кг
Пассажировместимость, 4 чел.
Допустимая мощность ПМ, 15 л.с.
Скорость под мотором: "Москва" (10 л.с.)
с полной нагрузкой, км/ч 12
максимальная, км/ч 25

Технические характеристи лодки "Казанка-М" и "Казанка-МД"
Длина наибольшая, 4.63 м
Ширина наибольшая, 1.60 м
Высота борта на миделе, 0.68 м
Угол килеватости днища на транце 4°
Масса с оборудованием и снабжением, 145 кг
Грузоподъемность, 400 кг
Пассажировместимость, 4 чел.
Допустимая мощность ПМ, 25 л.с.
Скорость под мотором: "Вихрь" (20 л.с.)
с полной нагрузкой, 30 км/ч
максимальная, 40 км/ч



Обводы мотолодки "Казанка"


Моторная лодка Казанка


Плоскодонная дюралевая глиссирующая моторная лодка «Казанка» (в народе "Метла") долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. С 1955 по 1978 г., когда все модификации этой лодки (включая «Казанку-М» и «Южанку») были сняты с производства, было выпущено более 200 тыс. единиц.

Существенными недостатками «Казанки», послужившими причиной для ее снятия с производства, являются низкая остойчивость, неправильное распределение отсеков, обеспечивающих непотопляемость, отсутствие рецесса, сильные перегрузки, возникающие на плоском днище при глиссировании на волне высотой более 0.3 м. Эти недостатки стали особенно ощутимыми при широком распространении «Вихрей» мощностью 20~25 л.с., под которыми лодки опрокидывались, корпуса их теряли герметичность. Стык днищевых и бортовых листов обшивки выполнен без образования брызгоотбойника, поэтому "Казанка" сильно забрызгивается в свежую погоду. Кроме того, «Казанка» не имеет подмоторной ниши, вследствие чего нередки случаи заливания водой через корму. Попытки использовать "Казанку" в море и других открытых водоёмах приводили к многочисленным несчастным случаям.

К числу достоинств лодки можно отнести простоту ее конструкции и оборудования, что обусловило сравнительно невысокую ее стоимость и неприхотливость в эксплуатации. Ценными качествами "Казанок" являются малая осадка и лёгкий выход на глиссирование с большой нагрузкой и маломощными моторами. В настоящее время можно считать возможным использование старой «Казанки» (без бортовых наделок) с мотором мощностью до 15 л.с. Несмотря на отмеченные выше недостатки, "Казанка" имеет свою "изюминку", и пользуется заслуженной популярностью на малых реках.

Усовершенствования, выполняемые владельцами мотолодки, в основном касаются повышения ее мореходных качеств (установка наделок-булей или фальшборта в кормовой части) и комфортабельности (устройство полурубок, улучшение оборудования). Существует много конструкций «Казанок» с водометными стационарными установками, на подводных крыльях, амфибий.


Общее расположение мотолодок "Южанка" и "Казанка-М".


Моторные лодки Казанка, Казанка-М и Южанка


Мотолодки «Казанка-М» и «Южанка» отличаются от исходной модели — «Казанки» — бортовыми булями, приклепываемыми в кормовой части корпуса. Также существовала модификация "Казанки-М", лодка "Казанка-МД" оборудованная дистанционным управлением.

Були имеют герметичную конструкцию и объем 52 л, увеличивают общую ширину лодки на 400 мм и служат дополнительными отсеками плавучести, обеспечивающими непотопляемость лодки. На многих лодках серии були заполнялись пенополистиролом.

Корпуса лодок изготовлялись клепаной конструкции из дюралюминия, со смешанной системой набора, состоящего из продольных ребер жесткости, шпангоутов и двух переборок. Толщина обшивки днища — 1,5—1,8 мм; бортов и палубы — 1 мм. Водонепроницаемая форпиковая переборка выделяет герметичный отсек непотопляемости, вторая переборка с запираемой дверцей — багажник для походного снаряжения.

Мотолодки оборудовались жесткими сиденьями со спинками, ветровым стеклом; снабжались распашными веслами с уключинами. Дополнительно отдельные серии лодок комплектовались дистанционным управлением мотором и тентовым устройством.

Эксплуатация лодок допускается при удалении от берега до 1500 м и волнении не выше 2 х баллов. Максимальная скорость лодки под мотором «Вихрь» составляет 37—40 км/ч, с полной нагрузкой — 30 км/ч. Под мотором «Москва» мощностью 10 л.с. соответствующие скорости 25 и 12 км/ч.

Во времена СССР изготовлением мотолодок "КАЗАНКА" занимались несколько авиационных предприятий, а именно "КАПО" (Казанский авиационный завод им. Горбунова), "Воронежский авиационный завод, Горьковский авиазавод(ГИЗА) и Черноморский судостроительный завод ("Южанка"и "Южанка-2"). Принципиальных различий в производстве не было. Существовал госплан по выпуску товаров народного потребления и предприятия практически делали одинаковые лодки серии "КАЗАНКА" и "КАЗАНКА-М" (с булями).
Но на черноморском судостр. заводе производилась "Казанка" под именем "Южанка". Отличия у заводов изготовителей заключались в том, что днища и палуба у Черноморцев ("Южанка") были рифлеными, а точнее на днище были спец. накладки-реданы для остойчивости. Накладки были приклепаны к днищу. Палуба была тоже рифленой. На палубе было легче удержаться. Не скользили ноги.
Горьковчане пошли еще дальше - днище с реданами было выштамповано. Т. е. уменьшено колличество клепок, жесткость конструкции. Горьковские "КАЗАНКИ" считаются самыми надежными и устойчивыми. Редко текут. При резком повороте лодка не переворачивается благодаря выштампованным реданам. Не забрызгивается как "КАЗАНКА"с плоским днищем. Но лодку Горьковского производства довольно тяжело найти, тем более в хорошем состоянии. В свое время они поставлялись в основном для силовых структур СССР.
Казанцы делали "КАЗАНКУ" и "КАЗАНКУ-М" с плоским днищем и плоской палубой. Эти лодки были склонны к переворачиванию из-за плоского днища. Текли они чаще.

Если у Вас стоит выбор между лодками, то советуем брать только лодку с реданами на днище и булями. Без булей, если у Вас нет опыта можете перевернуться даже на стоянке, а на ходу само собой. Очень много случаев гибели водномоторников. Впрочем були тоже сильно не спасают. У лодки нет отсеков-переборок. При затоплении и при перехлестывании волны через транец, который очень низкий лодка затапливается мгновенно.

Основной потребитель "метлы" как правило не догадывается о существовании не то, чтоб www.boat.com.ua, но и интернета вообще. И в компьютеры скорее всего не верит. Зато умеет хорошо ставить сетки.