Главная / Катера и лодки СССР / Гамма

Гамма

Основные данные: 
Длина наибольшая, м4.0
Ширина наибольшая, м1.6
Высота борта на миделе (до привального бруса), м0.65
Масса без мотора и топлива, кг160
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел.4
Допустимая мощность ПМ, л.с.50
Скорость хода под мотором "Вихрь-30", км/ч:
с одним водителем52.5
с полной нагрузкой42



Изготовитель — Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения, автор проекта Б.Н. Ершов.

Пластиковая моторная лодка «Гамма» предназначена для обслуживания соревнований по гребному спорту и использования в качестве лодки тренера. В кокпите мотолодки, имеющем размеры 1,95x1,25 м, размещены четыре сиденья. Их расположение спинками друг к другу обеспечивает носовую центровку лодки, предпочтительную для данных обводов корпуса. Кресла могут быть разложены в два спальных места; под ними оборудованы вместительные рундуки. Для хранения мелких предметов могут быть использованы «карманы», имеющиеся между бортами и зашивкой кокпита. Стационарный топливный бак емкостью 50 л установлен под рецессом у транца; от кокпита топливный отсек отделен откидной крышкой-столиком. Размеры рецесса позволяют устанавливать два подвесных мотора.

Подпалубный объем в носовой части моторной лодки используется для размещения снаряжения. От брызг и ветра пассажиров защищает гнутое лобовое стекло и высокие бортовые комингсы. Палуба в носовой части выполнена нескользящей, а кокпит вместе с комингсами и палубой отформован таким образом, что не требуется установка деревянных пайолов.

Общее расположение мотолодки «Гамма»
лодка Гамма
1 — бензобак; 2 — откидной столик; 3 — бортовой карман; 4 - рундуки под сиденьями; 5 — поручень-подножка; 6 — горловина бензобака.

Обводы корпуса лодки Гаммы — довольно сложные, с развитыми скуловыми спонсонами — переходного типа от «крыла чайки» к тримарану. При движении мотолодки в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, а кормовая волна имеет незначительную высоту вследствие малой ширины транца по скуле (1 м). На максимальной скорости волнообразование снижается благодаря отгибам скулы в кормовой части днища. Незначительная волна при движении «Гаммы» — несомненное достоинство лодки при обслуживании гребных соревнований и тренировок.

Обводы мотолодки «Гамма»
обводы лодки Гамма


Днищевые ветви шпангоутов выполнены выпуклыми, что придает днищу хорошую жесткость. Для этого же, помимо повышения гидродинамического качества, предназначены два продольных редана.

Две основные секции корпуса — обшивка и палуба с кокпитом, формуются в матрицах с нанесением на рабочие поверхности форм декоративного слоя. Для формования применяется связующее на основе смолы НПС-609-21М и стеклоткань марок СЭ-01, Т-11-ГВС-9; 56-ГВС-9. Толщина наружной обшивки лодки Гаммы 3—4 мм; секции палубы — 2—3 мм.

Два продольных стрингера из стеклопластика, имеющие коробчатый профиль, приформовываются к днищу с помощью «мокрых угольников». Они придают также прочность днищу кокпита. Обе секции корпуса склеиваются между собою по бортовому фланцу и по верхней полке днищевого набора.

«Гамма» показала хорошие мореходные качества при испытаниях на волне высотой от 0,5 до 1,2 м. При ходе под любыми курсовыми углами к волне палуба и кокпит абсолютно не забрызгиваются; ударные перегрузки невелики.

Время разгона мотолодки до полной скорости составляет 4—10 с в зависимости от нагрузки; радиус циркуляции на малом ходу — 3—4 м, на полном — 8—10 м.

Моторная лодка «Гамма» выпускалась небольшой серией и поставлялась только в спортивные организации. Найти её в настоящее время достаточно сложно.