Главная / Катера и лодки СССР / Дракон

Дракон

Длина наибольшая, м4.7
Ширина наибольшая, м1.82
Высота борта на миделе, м0.76
Угол килеватости днища на транце18°
Масса с оборудованием и снабжением, кг330
Грузоподъемность, кг600
Пассажировместимость, чел.6
Допустимая мощность ПМ, л.с.50
Скорость с полной нагрузкой с двумя моторами "Вихрь-М", км/ч:35


Пластмассовая мотолодка «Дракон» выпускалась с 1972 по 1976 год. Проект лодки был разработан конструкторами научно-производственного объединения «Ритм». Лодка «Дракон» предназначена для прогулочно-туристских плаваний не только по рекам и озерам, но и в прибрежных зонах водохранилищ и морей с удалением от берега до 3 километров при волнении до 3 баллов. Моторная лодка может буксировать воднолыжников; ее удобно использовать для выходов на рыбную ловлю. В просторном открытом кокпите «Дракона» свободно размещаются шесть человек.

Корпус лодки «Дракон» имеет глиссирующие остроскулые обводы типа «моногедрон» с повышенной килеватостью днища (угол килеватости у транца 18°) и продольными реданами. Значительная килеватость в корме и острые обводы носовой части снижают ударные нагрузки при ходе на волнении.

Корпус лодки состоит из четырех отдельно формуемых методом прессования стеклопластиковых секций: собственно корпуса, палубы, внутреннего днищевого настила и выгородки багажника. Применена однослойная безнаборная конструкция корпуса из стеклопластика на основе смеси полиэфирных смол АПН-1П и ПН 3 и стеклотканей марок СЭ-0-1 и ТСЖ 07.

Палуба лодки «Дракон» с небольшой рифленой (нескользящей) поверхностью в носовой части отформована заодно с сиденьями и кормовым диваном. На диван и банки при оборудовании лодки надеваются мягкие чехлы; сиденья оборудованы съемными спинками, также снабженными мягкими чехлами. Предусмотрена возможность откидывания спинок сидений для устройства спальных мест. Для удобства передвижения по мотолодке, чтобы легче было перешагивать через банки, высота их у ДП уменьшена за счет уступов — высадок.


Общее расположение мотолодки «Дракон».

Схема расположения лодки Дракон
1 — багажник; 2 — ветровое стекло; 3 — весло; 4 — сиденье кормовое; 5 — спинка сиденья; 6 — чехол спинки сиденья; 7 — мягкое сиденье; 8 — черпак; 9 — коробка дистанционного управления моторами; 10 — спасательный линь.

Днище «Дракона» изнутри корпуса закрыто настилом из стеклопластика с пенопластом. Это повышает жесткость конструкции, что особенно важно при воздействии ударных нагрузок при ходе на волнении. Для сбора воды в этом внутреннем дне делается углубление (колодец), закрывающееся крышкой.

Корпус моторной лодки «Дракон» соединяется с палубой заклепками по фланцам на тиоколовой прокладке. Соединительный шов закрыт привальным брусом из полиэтиленовой трубы.

Транец «Дракона» приспособлен для установки одного или двух подвесных моторов суммарной мощностью 50 л.с.

Моторная лодка оборудована ветровым стеклом в жесткой рамке, дистанционным управлением моторами, а также ходовыми огнями. Предусмотрена возможность установки тента. Под палубой в носу имеется багажник с откидной крышкой.

Коробки дистанционного управления реверсом и газом удобно расположены справа от водителя, в нише носовой банки; тросовые тяги управления проходят в специальном канале — желобе во внутреннем дне.

При установке на мотолодку подвесных моторов с электрозапуском (например, «Москва-25АЭ») пульты управления монтируются на лицевой панели, источником питания системы электрозапуска и ходовых огней служит аккумуляторная батарея, поставляемая в комплекте с мотором и подзаряжаемая генератором, установленным на моторе.

Для швартовки и буксировки установлены носовой рым и две утки в корме. Поднимать мотолодку можно за две транцевые ручки и носовой рым. В комплект снабжения входят два распашных весла, черпак, спасательный линь и пожарная кошма.

Полностью залитая водой мотолодка «Дракон» остается на плаву в положении на ровный киль и способна поддерживать 6 человек, находящихся в воде, блоки плавучести из пенопласта расположены под палубой (вдоль бортов), под спинкой кормового дивана и под настилом внутреннего дна. Проверка остойчивости лодки также дала хорошие результаты.

В ходе испытаний «Дракон» показал высокие мореходные качества, непотопляемость и остойчивость. В полном грузу с двумя моторами «Москва-25» «Дракон» развивал на тихой воде скорость 34,5 км/час.

Серийное производство лодки «Дракон» началось в 1972 году (первоначальная цена составила — 1 560 руб.), несколько месяцев спустя на базе ее корпуса был также налажен выпуск моторной лодки «Темп», имеющей небольшую открытую с кормы рубку-убежище. Впоследствии количество выпускаемых лодок Темп значительно превысило количество выпускаемых «Драконов». В 1976 году выпуск «Дракона» и «Темпа» был прекращен вследствие низкой рентабельности производства. Но благодаря высоким мореходным качествам «Дракон» и «Темп» пользуются популярностью и сегодня.

Достоинства лодки

"Дракон" одна из самых мореходных из выпускавшихся серийно отечественных мотолодок. Сбалансированные обводы типа "моногедрон" обеспечивают как непревзойдённо мягкий ход при движении против волны, так и устойчивость на курсе и всхожесть на волну на попутном и боковом волнении. Высокий борт, широкие брызгоотбойники и продольные реданы хорошо защищают кокпит от забрызгивания. Хотя "Дракон" на стоянке более валкий, чем менее килеватые лодки, такие, как "Казанка-2М", "Крым-3", "Сарепта", "Ладога-2", ходовая остойчивость вполне достаточна.

Лодки "Дракон" были изготовлены достаточно качественно и показали себя долговечными судами. Декоративный окрашенный слой обшивки корпуса (гелькоут) обладал хорошей стойкостью к воздействиям окружающей среды и много лет не требовал окраски и ремонта. Большинство лодок сохранились до наших дней во вполне сносном состоянии и требуют лишь косметического ремонта.

Недостатки лодки

У лодки великоват вес. Дело в том, что для изготовления корпусов этих лодок была применена высокопроизводительная технология механизированного парного прессования, когда оболочка выклеивалась между матрицей и пуансоном. К сожалению, не удалось обеспечить высокую точность изготовления столь больших прессовых форм, и корпуса (а особенно секция палубы, имеющая сложную форму) получались разнотолщинными. Чтобы избежать появления "слабых мест", была увеличена общая толщина обшивки. В результате лодки получились с избыточной прочностью и, соответственно, весом. Кроме того, конструкция диванов и кресел была такова, что они "не участвовали" в обеспечении прочности корпуса и с этой точки зрения представляли собой балласт.

Плохо было то, что мощности отечественных моторов начала 70-х было недостаточно для нормальной эксплуатации этих лодок с полной нагрузкой. Два "Нептуна-23" или "Вихря-М" не выводили на глиссирование тяжело гружёный "Темп", а "Вихри-30" ещё не выпускались серийно. Правда, в продаже была "Москва-30", но это был настолько ненадёжный мотор, что попытки эксплуатировать "Темп" под двумя "Москвами-30" не приводили к успеху. Оптимальная же мощность для "Дракона" и "Темпа" составляет 60~75 л.с.

Из-за трудностей с выходом на глиссирование и великоватой цены (следствие опять-таки избыточной толщины обшивки, большого расхода дорогих материалов) спрос на эти в лодки был невелик, вследствие чего заводу никак не удавалось обеспечить приемлемой рентабельности производства. Из-за неясных перспектив сбыта так и не были освоены в производстве ещё четыре модификации лодок в том же корпусе "Дракона" - открытой хозяйственной лодки, туристской лодки с двумя кокпитами, лодок с открытой с кормы и полностью закрытой рубками. В 1976г. "Дракон" был снят с производства. В том же 1976г. наконец началось массовое производство "Вихря-30".