Главная / Катера и лодки СССР / Ока

Ока

Основные данные моторной лодки «Ока»
Длина габаритная, м.4,07
Ширина, м.1,53
Высота, м.0,98
Высота борта на миделе, м.0,64
Вес лодки с оборудованием (без мотора), кг.140
Пассажировчестимость, чел.4
Предельная грузоподъемность (полная), кг.400
Максимальная скорость хода с «Вихрем», км/час39.6

Проект дюралевой глиссирующей мотолодки «Ока» разработан Горьковским ЦКБ по судам на подводных крыльях. Эта четырехместная лодка предназначена для прогулок и туристских плавании (в светлое время суток, при удалении от берега не более чем на 3 км и при волне не выше 0,5—0,75 м, а также для буксировки воднолыжников. На мотолодку можно устанавливать подвесной мотор мощностью до 30 л. с. Предельная грузоподъемность ее, включая вес топлива и пассажиров с багажом, 400 кг.

Применены принципиально новые обводы корпуса, обеспечивающие хорошие мореходные и ходовые качества. Отработка обводов проводилась на основе анализа опыта эксплуатации ряда существующих мотолодок, модельных испытании и обобщения зарубежных данных. Днище — плоско-килеватое с углом внешней килеватости на миделе 15° и на транце — 6°. Отношение длины к ширине равно 2,9. Борта имеют незначительный развал наружу по всей длине, причем бортовым ветвям шп. 1, 2 и 3 придана незначительная выпуклость наружу (в основном по технологическим соображениям). Скула на протяжении 800 мм от траппа параллельна килевой линии (ОЛ), а далее поднимается до самой палубы в носовой части. Носовая часть палубы выполнена притупленной для удобства посадки на лодку с носа.

Корпус клепаный из дюраля марки Д16ДТ. Применены заклепки из сплава В65 диаметром 3 и 4 мм с полукруглыми головками. Поперечный набор (толщина 1 мм) состоит из пяти выштампованных из листа шпангоутов и трех флоров. Днище толщиной 1.5 мм снаружи подкреплено шестью продольными ребрами из углобульба, одновременно выполняющими роль продольных реданов. Обшивка борта (1.0 мм) подкреплена одним продольным гофром (ребром). Толщина палубы и транца 1,5 мм. К транцу приклепаны сосновая подмоторная доска и рецесс-выгородка.

Декоративно-защитное покрытие корпуса лодки Ока выполнено по следующей схеме: анодирование всех деталей грунтовка деталей перед сборкой грунтом ВЛ-02, окраска пентафталевой эмалью ПФ-115.

Для обеспечении непотопляемости в носовой части корпуса под палубой, а в кормовой чает под рецессом и по бокам от него установлены элементы плавучести из пенопласта.

В затопленном состоянии мотолодка с мотором весом 50 кг остается в положении, близком к горизонтальному. Кокпит длинной 2050 и шириной 1410 мм спереди защищен ветровым стеклом (СТ-1 толщиной 5 мм), окантованным прессованным профилем из сплава АМг-61. Стекло сделано прямоугольным, что, на наш взгляд, отвечает современному направлению в архитектуре малых судов.

Сиденья, собранные из реек и фанеры, покрыты 10-миллиметровым слоем поропласта, обтянутого синтетическим кожзаменителем. Их можно перемещать вдоль кокпита либо вовсе снимать, если, например, команда устраивается на ночлег в лодке.

Слани на дне кокпита набраны из сосновых реек сечением 13X38, пропитанных горячей олифой.

Под палубой, вдоль бортов, устроены выгородки для хранения различных предметов снаряжения и снабжения; в форпике — просторный багажник. Для швартовки и буксировки на палубе установлены отлитые из сплава АЛ-8 две утки в кормовой части и рым-молдинг в носу. На транце закреплены два и на форштевне еще один рым-болт.

В снабжение мотолодки Ока входят черпак, чехол на кокпит (из плащ-палатки), спасательный нагрудник и два дюралевых непотопляемых весла.

Мотолодка Ока имеет дистанционное управление поворотом мотора, состоящее из рулевой колонки, расположенной слева на щитке управления, Штуртросовой проводки с двумя рессорами и четырьмя блоками, траверсы и румпеля.

Утвержденная временная цена (до 1 января 1971 г.) мотолодки «Ока» — 610 рублей.