Главная / Катера и лодки СССР / Сарепта

Сарепта

Корпус моторной лодки «Сарепта» имеет обводы типа «тримаран» с плоско-килеватым днищем в корме. Благодаря спонсонам судно имеет повышенную остойчивость на стоянке и на ходу (начальная поперечная метацентрическая высота при всех вариантах нагрузки превышает 1 м).

Моторная лодка «Сарепта» оборудована жестким тентом — сдвижной рубкой, что позволяет сочетать преимущества судна открытого типа и каютной мотолодки. При прогулках в благоприятную погоду рубку можно снимать с направляющих полозьев и оставлять на берегу. Сдвинув рубку в корму в условиях плохой видимости и на волнении, можно управлять лодкой стоя, что нередко бывает необходимо для обеспечения безопасности плавания, например, при шлюзовании.

Технические характеристики моторной лодки "Сарепта":
Длина наибольшая, 4.65 м
Ширина наибольшая, 1.6 м
Высота борта на миделе, 0.75 м
Угол килеватости днища на транце 8°
Масса с оборудованием и снабжением, 235 кг
Грузоподъемность, 450 кг
Пассажировместимость, 6 чел.
Допустимая мощность ПМ, 50 л.с.
Скорость с полной нагрузкой с двумя моторами "Вихрь-М", 35 км/ч

Рубка и складной брезентовый тент, который закрывает кормовую часть кокпита, позволяют быстро оборудовать уютную каюту, пригодную для размещения на ночлег трех человек. С этой целью сиденья Сарепты легко можно превратить в спальные места.

Лобовые и боковые стекла рубки (плексиглас толщиной 5 мм) закреплены на уплотняющих резиновых профилях, что обеспечивает брызгонепроницаемость рубки.

Пост управления расположен у лобового панорамного стекла рубки. Ручной стеклоочиститель и зеркало заднего обзора создают дополнительные удобства водителю в сложных метеорологических условиях и при буксировке воднолыжника.



В корму от сидений водителя и его напарника расположены продольные бортовые диваны-рундуки, в которых можно разместить походное снаряжение и запасы. У переборки подмоторной ниши находится поперечное сиденье, под которым размещается отсек для бензобаков. Четыре шкафчика-ниши в планширях и в приборной доске используются для хранения инструмента, запасных частей и мелких предметов снабжения. Имеется и носовой багажник, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Попасть в него можно только через люк с герметичной крышкой, установленной на палубе перед лобовым стеклом. На стенках рубки Сарепты предусмотрены крючки-вешалки для одежды.

Обшивка лодки изготовлена из листов алюминиево-магниевого сплава толщиной 2 мм на днище (в носовой части — 2,5 мм) и 1,5 мм на палубе и бортах.

Большинство соединении корпуса выполнены сварными и лишь в труднодоступных местах применена клепка. Продольные гофры по бортам, палубе, крыше и стенкам рубки Сарепты позволили отказаться от продольного набора в этих конструкциях. Надежной выполнена конструкция транца, который рассчитан на два мотора мощностью по 25 л.с. С продольным набором днища транец соединен посредством трех бракет-книц с бортами — стенками подмоторной ниши. Дубовая подмоторная доска дополнительно крепится к бортам при помощи угольников.

В комплект снабжения, поставляемого вместе с моторной лодкой Сарепта, входят: забортный трап, якорь, насос, весло-гребок, брезент-кошма, спасательный линь, аптечка и якорный конец.

«Сарепта» — удобная лодка для дальнего туризма; ее можно использовать и как лодку-буксировщик воднолыжников, базу для аквалангистов, а также в качестве служебно-разъездного, спасательного или патрульного судна. Благодаря тому, что лодка изготовлена из АМг, её может эксплуатироваться в морской воде. Допускается использование лодки при высоте волны до 0,75 м.

Экономичным вариантом можно считать эксплуатацию «Сарепты» с одним мотором «Вихрь-30» мощностью 22 кВт, под которым мотолодка с 4 чел. на борту устойчиво глиссирует со скоростью 30 км/ч. Расход горючего при этом составляет 0,37 л/км. Если на «Сарепту» ставится «Вихрь» мощностью 14,7 кВт, то оптимальным является гребной винт с шагом 240—264 мм, позволяющий выйти на глиссирование с нагрузкой 3 чел. При установке двух «Вихрей-М» (по 18,4 кВт) со штатными винтами 240х300 мм с 4 чел. на борту мотолодка развивает скорость 46 км/ч при расходе горючего около 0,62 л/км.

Для участия в соревнованиях под двумя 20-сильными «Вихрями» были использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230 и шагом 350 мм. С нагрузкой 2 чел. и 70 кг горючего на борту моторная лодка «Сарепта» развила максимальную скорость 53,3 км/ч.

Достоинства и недостатки лодки «Сарепта»

Тримаранные обводы обеспечивают хорошую всхожесть на попутную и косую волну, хорошую устойчивость на курсе и отсутствие зарыскивания. При ходе против волны "Сарепта" идёт мягче, чем "Прогресс", хотя и несколько жёстче, чем более килеватые лодки "Ока-4", "Днепр" и, тем более, "Темп". Очень высока начальная остойчивость, что ценится аквалангистами.

Достоинства сдвижной рубки трудно переоценить. Это и возможность удобного устройства на ночлег, и защита пассажиров от забрызгивания на волне, и возможность трансформации лодки в открытый вариант.

Материал корпуса не корродирует в морской воде, "Сарепта" - практически "вечная" лодка.

При всех вышеперечисленных достоинствах вес "Сарепты" невелик, нет проблем с выходом на глиссирование под отечественными моторами. Лодка может эксплуатироваться как с двумя, так и с одним мотором 20~30 л.с.

"Сарепта" - одна из немногих отечественных лодок, не имеющих явных серьёзных недостатков (таких, как недостаточная прочность днища, быстрая коррозия в морской воде, чрезмерный вес для своих размерений, опрокидывание на волне и т.п.). Лодка сделана очень добротно, что называется, "без дураков", и не будет грузить своего владельца неразрешимыми проблемами.

Из мелочей можно отметить коробление металла бортов при сварке на лодках первой партии, ухудшающее товарный вид. В дальнейшем завод-изготовитель внедрил более совершенное сварочное оборудование и проблема была решена. К великому сожалению, "Сарепта" в числе многих моделей была снята с производства после 15 сентября 1981 г.