Главная / Катера и лодки СССР / Серебрянка-3

Серебрянка-3

Основные характеристики лодки Серебрянка-3"

Длина наибольшая, м 4,23
Ширина наибольшая, м 1,60
Вес мотолодки без мотора (водоизмещение порожнем), кг:
открытый вариант 126
вариант с палубой, ветровым стеклом, ДУ, тентом 167
вариант с рубкой-убежищем 153
Полезная грузоподъемность, кг 375
Пассажировместимость, чел. 5
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. 30
Скорость хода (вариант с рубкой-убежищем) при полной нагрузке, км/ч:
с мотором «Вихрь-30» 33
с мотором «Нептун-23» (гребной винт с шагом 220 мм) 31,6
Скорость хода (открытый вариант) под подвесным мотором «Ветерок-12» с одним водителем, км/ч 28
Эксплуатация возможна при высоте волны, м 0,5

Основной задачей при разработке проекта «Серебрянки-3» было создание дешевой, универсальной, максимально простой и технологичной в производстве мотолодки, пригодной для эксплуатации с подвесными моторами различной мощности. Обшивка лодки «Серебрянки-3» разворачивается на плоскость, продольные реданы сделаны накладными. Эти особенности позволяют штамповать наружную обшивку корпуса без применения мощных прессов. Простота деталей и конструктивных узлов дает возможность изготавливать мотолодку крупными сериями, причем можно применять разные способы соединения деталей корпуса — клепку или контактную сварку.

При выборе обводов моторной лодки «Серебрянки-3» конструкторам пришлось решать также задачу обеспечения одновременно высоких скоростных и мореходных качеств. Как показали испытания, это им удалось. Выбранные обводы обеспечили мотолодке хорошие ходовые качества и под веслами.

В проекте моторной лодки «Серебрянки-3» конструкторы осуществили попытку обеспечить возможность выпуска лодки в различных исполнениях.

В качестве базовой модели принят вариант открытой мотолодки, которая оборудована носовой банкой-рундуком с запирающейся крышкой. Расположение средней банки и продольных рундуков в виде буквы П обеспечивает свободный подход к мотору, удобное размещение пассажиров по длине лодки, удобное хранение багажа и рыболовных принадлежностей, повышает жесткость конструкции корпуса. Кроме того, появляется возможность расположиться на ночлег в лодке четырем пассажирам. Спортивно-прогулочный вариант «Серебрянки» получается установкой в носовой части корпуса небольшой палубы с ветровым стеклом и рулевым дистанционным управлением. В таком виде ее можно использовать для прогулок, воднолыжного спорта и непродолжительных путешествий. Тент, который входит в комплект такой мотолодки, надежно защитит туристов от непогоды.

Третья модификация «Серебрянки-3» — вариант с рубкой-убежищем. Рубка устанавливается в носовой части. В ней достаточно просторно, чтобы могли сидеть или расположиться на ночлег 2—3 человека. Думается, что этот вариант должен быть оценен прежде всего рыболовами, отправляющимися на свои заветные места с ночевкой. Кроме того, в рубку-убежище на стоянке можно убрать мотор, топливные баки, рыболовное снаряжение и продукты.

На испытаниях лодка Серебрянка-3 уверенно выходила на глиссирование с мотором «Нептун-23». Скоростные испытания «Серебрянки-3» проводились с моторами различной мощности. Испытания показали, что лодка обладает вполне удовлетворительными ходовыми качествами при установке маломощных моторов: с «Ветерком-14» при нагрузке 150 кг (2 человека) скорость была около 25 км/ч, так что рыболовам совсем не обязательно приобретать моторы большей мощности.

Проведенные по полной программе заводские испытания опытных образцов мотолодки подтвердили надежность конструкции и безопасность плавания. Межведомственная комиссия рекомендовала «Серебрянку-3» к серийному производству.

Мнения, высказанные читателями по поводу данного типа мотолодки, могут стать определяющими в решении вопроса о серийном производстве, а также помогут внести те изменения, которые сделают эксплуатацию «Серебрянки» более удобной.

Самым распространенным вариантом лодки «Серебрянка-3» является вариант с рубкой-убежищем. Благодаря килеватости лодка хорошо держит волну, но ее корпус не обладает достаточной жесткостью и на сильной волне возможна его деформация (прогибаются борта). «Серебрянка-3» очень валкая лодка, пройти по борту на стоянке не безопасно. Заводская окраска очень плохого качества. Не смотря на некоторые недостатки владельцы как правило лодкой довольны. Благодаря легкому весу, прямых конкурентов у каютной версии «Серебрянки-3» среди других серийных моторных лодок выпускаемых в СССР нет.