Главная / Катера и лодки СССР / Прогресс, Прогресс 2

Прогресс, Прогресс 2

Основные данные моторных лодок "Прогресс" и "Прогресс-2"
Длина наибольшая, 4.65 м
Ширина наибольшая, 1.70 м
Высота борта на миделе, 0.65 м
Угол килеватости днища на транце 7°
Масса с оборудованием и снабжением, 223 кг
Грузоподъемность, 500 кг
Пассажировместимость, 5 чел.
Допустимая мощность ПМ, 30 л.с.

Прогресс2

Общий вид моторной лодки "Прогресс", "Прогресс-2"
1 — водило для буксировки лодки за автомобилем; 2 -горловина для осмотра отсека непотопляемости; 3 — люк в носовой багажник; 4 — утка-подуключина; 5 — сиденье-рундук; 6 — колеса; 7 — съемный столик; 8 — складной тент; 9 — моторный отсек.


Технический проект моторной лодки "Прогресс" был разработан в 1966 году Л. П. Зимаковым. Корпус лодки Прогресс — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. Масса корпуса — 180 кг. Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и корме. В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.

Прогресс2. Теоретический чертеж
Обводы мотолодки "Прогресс" и "Прогресс-2".


У транца лодки предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок.

В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.

К числу недостатков лодки Прогресс относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши (в модели "Прогресс-2М" самоотливной рецесс уже имеется), низкое качество ткани тента (брезент). Эксплуатация моторной лодки Прогресс допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.


Отличия "Прогресс-2" от "Прогресс-2М":

Обводы моторных лодок "Прогресс-2" и "Прогресс-2М" идентичны.

Основное отличие заключается в том, что у "Прогресса-2М" имеется самоотливной рецесс (рассчитан на установку одного мотора, а не двух как у "Прогресса-4"), пространство справа и слева от рецесса закрыто крышками на шарнирах, через которые можно получить доступ к пространству находящемуся под рецессом. В это пространство хорошо помещаются лежа бензобаки от моторов производства СССР, а также импортные мене 20л, бензобаки 25 л и более лежа туда не помещаются. Из за этого приходится размещать такой бак под задним сидением, а пространство под крышками использовать как рундуки предварительно сделав у них дно, или для хранения канистр и других крупных вещей.

Спереди же лодки отличаются тем, что люк закрывается на одну защелку, а не две как у более ранних моделей. Также у Прогресса-2М отсутствует круглый лючек на палубе для доступа в отсек заполненный пенопластом (доступ туда возможен через люк находящийся в носовом багажнике).

Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.


Достоинства "Прогрессов"

  Основное достоинство "Прогрессов", позволившее сразу после начала выпуска в конце 60-х годов завоевать популярность - большая вместимость по сравнению со старой "Казанкой", да и большинством массовых лодок, выпускаемых позже. Недаром "Прогресс" прозвали "семейной" лодкой. Благодаря большой ширине корпуса и полноте носовых обводов "Прогрессы" не опрокидывались на волнении, несмотря на то, что имели "закрученные" обводы. "Прогресс-4", имевший более высоко поднятую скулу, большую килеватость днища в носовой части и самоотливной подмоторный рецесс, обладал уже неплохой мореходностью.

Недостатки "Прогрессов"

  До 1975 г. "Прогрессы" выпускались со скуловой накладкой на стык листов днища и бортов из нержавеющей стали. Это приводило к тому, что развивался процесс электрохимической коррозии и корпус быстро приходил в негодность в морской воде. Более того, были жалобы людей, эксплуатировавших "Прогрессы" в пресной воде, на коррозию корпуса в районе скуловых накладок. C 1975г. на "Прогрессы" устанавливается алюминиевая скуловая накладка, в связи с чем проблема коррозии отпала.

  Первые "Прогрессы" и "Прогрессы-2" не имели самоотливной подмоторной ниши-рецесса, при ходе по крутой попутной волне в кормовой отсек попадала вода, что постепенно приводило к затоплению кокпита водой. Из-за низкой скулы "Прогрессы" и "Прогрессы-2" зарываются в попутную волну, теряя ход, что приводит к ещё большему захлёстыванию водой через транец. Всё это не позволяет считать эти ранние модификации "Прогрессов" пригодными для открытых водоёмов. С середины 70-х годов в производство пошла модель "Прогресс-2М", у которой уже был самоотливной рецесс, однако транец по-прежнему был рассчитан на один мотор. "Прогресс-3М", модель 80-х годов, отличается от "Прогресса-2М" наличием релинга на носовой палубе и некоторыми незначительными деталями оборудования.